Историческая память Красноборья

Шеломя



Шеломя, на древнерусском это слово означает «холм» – так называется одна из деревень в Красноборском районе, которую последние жители покинули в начале 90-х годов. Изумительное по красоте место расположено в 12 километрах от Красноборска.

Название деревне было дано не случайно. С высокого холма взору открывается бескрайняя живописная долина реки Евда. Образованный ледником причудливый рельеф местности издавна был обжит людьми.

В долине, окружённой угорами и увалами, поросшими лесами, стоят два Никольских храма: деревянный, 1642 года постройки, и кирпичный, возведённый 200 лет спустя.

Это историческое место заманивает своей загадочностью и таинственностью. Именно в этих местах, согласно легенде, располагался стан Ермака, покорителя Сибири, который, по заказу промышленников Строгановых, отвоевал у князя Кучума западную Сибирь, расширив просторы нашей державы.

Первое упоминание в летописях датировано 1555 годом, когда местные крестьяне Комарицкого стана из Юрьева Наволока били челом, чтобы для вновь выстроенной церкви Николы Чудотворца царь Иван Васильевич выделил «к церкви лесу черного», так как у нее нет ни пашенной земли, ни сенокосов. Землю выделили по Куликовскому ручью с обязательством «тот лес на пашню сечи и пожни разчищати». Угодья отводил устюжский писец Юрий Иванович Александров-Самсонов, он же печать свою к грамоте приложил «лета 1555 майя в 5 день».

Уже в то время возле построенной церкви находилось несколько деревень. В той же жалованной грамоте названы две из них – Сворыгинская и Манковых. В 17 веке в Шеломени насчитывалось уже 16 деревень. Самыми большими были: Иевлевская – 6 дворов, Починок Мусковский – 4 двора, Хмелевская – 4 дома, остальные состояли из 1-2 домов. В начале 20 века уже насчитывалось 19 деревень, в которых в 190 дворах проживало 1092 жителя. Помимо своего основного занятия — земледелия, шеломяне занимались ремеслами и промыслами, главным из которых была охота.
В 1861 году при церкви открывают школу. В 1931 году были организованы 3 колхоза – «Имени Некрасова», «Красный сеятель», «Красный Путиловец», куда вошла часть хозяйств. 15 хозяйств, наиболее ремесленно продвинутые, были раскулачены.

Великая Отечественная принесла новые испытания. На фронт ушло более 200 шеломян, и многие не вернулись домой. После войны из деревни стала уезжать молодежь. Постепенно закрывались школы, магазины, почта, клуб. В 1965 году ликвидировали Шеломянский сельсовет, а в 1987 году из всего села осталось только две деревни – Ворлыгинская и Куликовская, в каждой жило по одному хозяину. Но шеломяне никуда не делись, они просто разъехались, храня в памяти свою малую родину.

С Шеломя связана легенда о покорителе Сибири Ермаке. Поговаривают, что родился Ермак в Архангельской области, точнее в Заостровье. Ермак с дружиной прибыл по приглашению Строгановых для защиты их вотчины в Пермском крае 28 июля 1579 года.
Здесь он стоял станом два года – готовился к походу. На реке Уфтюге строил суда и там обучал своих дружинников проходить мели и перекаты. В Цивозере срубил колокольню и плавил руду – там до сих пор находят куски шлака.

Шеломя — это мемориал народной любви к Ермаку и его товарищам. Все здесь полно памяти о народном герое. И Ермаковский ручей, и деревня Ермачиха, основанная, по преданию, самим Ермаком, и Ермаков стан, где стояла Ермакова дружина, и Ермаков погост, на котором хоронили умерших по каким-либо причинам воинов, и Ермакова гора, самая высокая гора в округе, на которой, по преданиям, был его штаб, и на котором была установлена вышка для наблюдений за окрестностями.

На гору вела Ермакова лестница. Эта лестница реально существует, и в 50-е года ХХ века она была найдена, откопана и расчищена. Сейчас она вновь заросла.

Рассказывают, что перед уходом в Сибирь Ермак задумался о том, куда деть добро приобретенное во время разбойничьих гуляний по Волге. Вот решил атаман с товарищами припрятать все. Сбросил он добро в несколько глубоких колодцев и забросал их.
Много искателей пробовали найти клад, но безуспешно. Снаряжения сопутствующего не имелось, да и место точно никто указать не может.

Грамота царя Ивана Васильевича свидетельствует, что к 1555 году церковь в Шеломени уже существовала, ее строительство велось ближайшие к этой дате годы. Первый шеломянский храм простоял, предположительно, около столетия. И 9 мая 1642 года на погосте вновь построена, вместо обветшавшей, «теплая» деревянная Николаевская церковь: «Лета 1642 майя в 9 день поставлен храм во имя Николы Чудотворца при благоверном царе и великом князе Михаиле Федоровиче всея России самодержце и при сыне его благоверном царевиче Алексее». Этот храм существует и до сих пор и является восьмым по древности из сохранившихся в Архангельской области деревянных храмов. Шеломянский храм сохранился прекрасно. Этому способствовали индивидуальный отбор деревьев для строительства и их тщательная обработка, а также очень высокий проветриваемый подклет.

Древние, сохранившиеся с 17 века части храма – четверик с прирубами апсиды и трапезной. Изначально он, как и все храмы того времени, был выстроен «восьмериком на четверике». Рядом с храмом была построена отдельно стоящая колокольня, которая простояла до середины 19 века. Во второй половине 19 века стены обшились досками, расширили оконные проемы, сделали металлическое покрытие крыши, купола и главы.

Издавна основной способ соединения бревен в стенах – врубка. Чаще всего применяли метод «в обло с остатком», вырубая полуцилиндрическую чашу в бревнах и оставляя выпуски в углах. Именно таким способом сделано и в этом храме, но с изменением в том, что два угла стесаны под прямой угол. Потолок храма выполнен из мощных балок таврового сечения, на полки которых уложены не менее мощные толстые доски.

27 сентября 1854 года на Шеломянском погосте освящена новая «теплая» каменная одноэтажная Николаевская церковь. Храм, «в одной связи с колокольнею», строился в 1850 – 1853 годах по благословлению вологодского епископа Евлампия.

Он был «зимний», отапливаемый. Это бесстолпный одноглавый храм с трапезной и ярусной шатровой колокольней. Декор храма представляет собой своеобразное сочетание мотивов древнерусского зодчества с формами классицизма конца 18 века. В формах классицизма решены фасады четверика. Оформление остальных объемов восходит к декоративным приемам 17 века и «нарышкинского барокко»: окна обрамлены пышными наличниками, под карнизом проходит широкий декоративный пояс, барабан и верхние ярусы звонницы также выложены кирпичным «узорочьем». Нарядную декорацию фасадов дополняют хорошо сохранившиеся узорчатые кресты, венчающие храм и шатер звонницы.
К началу 20 века в своде церковной трапезы появилась трещина, еще одна расщелина образовалась между трапезной и колокольней. В связи с этим проводился ремонт: укрепление фундамента, закладка трещин и косметические работы. После 9 ноября 1914 года состоялось повторное освящение храма в прежнее именование.

В 1936 году церковь закрыли. Решением Красноборского райисполкома от 3 марта 1939 года ее передали под колхозный клуб.
Сейчас Шеломя превратилось в любимое место отдыха жителей района и гостей. В деревне Хмелевская в год 450-летия установлен памятный камень, отражающий историю северной деревни. Ежегодно с 2005 года в первое воскресенье августа отмечается «День Шеломя», один из таких праздников вы можете увидеть из видеоматериала Красноборской Газеты «Знамя».

В 2007 году силами бывших местных жителей был образован ТОС «Шеломя», который поставил перед собой задачу сохранения памятников архитектуры: Никольской деревянной церкви 1642 года и Никольской каменной церкви 1853 года постройки.
Силами ТОСа сооружены обелиск жителям Шеломя, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, стела колхозникам. Обустроена площадка для отдыха, восстановлены родники, продолжается ремонт дороги к храмам. К юбилею Ломоносова высажены 300 сосен на Ломоновской аллее. Ежегодно проводится праздник «День Шеломя», на котором собираются сотни гостей со всей России, бывших жителей Шеломя.

Одним из туристических брендов является маршрут «По следам Ермака». Продолжается развитие спортивного туризма. Интересен туристам летний спуск по лесной речке Евде на байдарках, плотах, лодках. Но особо привлекательно Шеломя зимой. Крутые километровые склоны каньона вдоль речки привлекают десятки любителей лыжного спорта. Катание на горных лыжах, сноубордах, снегоходах, экстримальные лесные путешествия – все это дает большой эмоциональный заряд и укрепляет здоровье. В рамках развития туризма ведется строительство гостевых домов и туристической базы.

ТОС «Шеломя» дважды был победителем конкурса «Лучший ТОС Архангельской области».
Про Шеломя написано не мало стихов. Предлагаем послушать некоторые из стихов автора Владимира Семёновича Сивцова в поэтическом онлайн-клубе «Поэзия на кончике пера».

Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже

Скачать документ

Смотреть видео