Будучи в гостях у родственников в Мурманске, удалось мне познакомиться с их соседом Федором Григорьевичем, школьным учителем истории и географии. Ровесникам, ветеранам войны, нам было о чем поговорить. Как-то новый знакомый обмолвился, что по крови он «метис» — отец был угрофинского происхождения, а мать — русская.
Пригласил как-то Федор Григорьевич меня на рыбалку, на одно заветное озеро — дескать, сохранилось там еще устроенное когда- то его предками «черевко». Естественно, такое созвучие с нашим Черевковом меня заинтересовало, стал расспрашивать, но приятель сказал, что увижу все собственными глазами.
Рыбалка выдалась знатная, но не о ней речь. Что же я увидел на озере? На высоком берегу стояла старая изба, а в метрах в двадцати от нее на четырех столбах примерно пятиметровой высоты — рубленая избушка, крытая берестой, которую прихватывали жерди. Это и было «черевко» — приют для рыбаков и хранения снастей. Залезать в «черевко» пришлось по приставной лестнице, спрятанной неподалеку. Немудрено понять по этому описанию, что такие сооружения у нас называют лабазами.
Конечно, я предположил в разговоре с Федором Григорьевичем, что название нашего Черевкова произошло от его «черевка». Приятель сказал, что слово «черевко» — из языка угрофинского народа вепсов, которые жили столетия назад по всему европейскому Северу России, в том числе и на территории Красноборского района.
Подтверждение тому я нашел в статье краеведа И. И. Нацветова «О древних жителях Двинского побережья», опубликованной в газете «Знамя». Вепсы жили здесь в 8-10 веках, оставив о себе память в названиях рек и местностей — Уфтюга, Тядема, Лудонга, Топса и т. д.
Вепсы, конечно, строили свои «черевки» и, видимо, место для одного из них нашли по левую сторону речки Толоконки на покатом берегу тогдашнего русла Северной Двины, от которого остались нынче лишь озера.
В те времена здесь росли дремучие леса, в основном сосновые. Из сосны гнали смолу, из березы, тоже нередкой, — деготь. Приезжали сюда на лошадях, везли бочки, а проведя здесь целое лето, сплавлялись на лотовках со смолой, дегтем по реке. А хранили во время сезона все это плюс инвентарь, сено и походный скарб как раз в «черевках».
Когда на Двине появились славяне, они постепенно ассимилировали, а частью вытеснили угро- финское население. Но географические названия сохранились, в том числе и Черевково — село, возникшее на месте этого славяно-вепского поселения.
Об истории Черевкова написано было немало, так что не буду повторяться. Но вот о происхождении его названия, точнее, об одном из вариантов происхождения написать счел необходимым. Насколько он соответствует историческим фактам, толкованиям краеведов и историков, судить не мне.
П. ВОЛКОВ.
Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже