Историческая память Красноборья

Цивозерская волость




У краеведов есть копии переписных книг за 1626 год по нашим волостям. В этой книге в составе Цивозерской волости числится 24 деревни, в том числе деревня Дябрино Большое на реке Уфтюге, в ней живут крестьяне в 5 дворах перечислены их имена, фамилии или прозвища, а также размер площади пахотной земли, ее качество, количество собираемото сена в копнах. Числятся еще две маленькие деревни, где живут крестьяне по одному двору. Одна деревня, называется Жар, другая — Другой Жар. Так что дябринские деревни уже были 350 лет тому назад, то есть в начале XVII века. Но можно предположить, что на освоение земель, расчистку сенокосов, возведение жилых и хозяйственных построек, разведение скота ушло ие менее 100-150 лет. откуда значит, что люди пришли сюда или в XVI веке, пли еще раньше.

В переписной книге (часто эти книги называют «писцовыми») записано

«Волость Уфтюга на реке Уфтюга а в ней погост Средний, и на погосте теплая церковь Троица да холодная церковь Дмитрия Солунского деревянна верх да церковь теплая Прокопия Успенского деревянна клетски».



«деревянна верх» — это значит, шатровая, «деревянна клетски» — то есть без шатра, имеет четырехстенный сруб с маковкой и крестом на крыше.

Дальше перечисляются дворы служителеи церковных (три попа, два пономаря, трапезника и просвирницы матреницы), пашни церковные и сенокосные угодья, леса пашенные и непашенные.
«В той же волости Нижний Погост на реке па Уфтюге». Позднее этот погост получает новое название — Нижняя Троица. И здесь перечислены названия церквей (их две), имена служителей, их владения.

Дальше в книге дается описание 92-х деревень, численность жителей, их но именный список, земельные владения, сенокосы. Следует отдать низкпи поклон автору переписных книг Никите Вышлавцеву за то, что он у многих деревень указал место их расположения В наши дни многие деревни исчезли, а речки, озера, старицы остались, по чему и сейчас можем определить место, где стояла деревня.

«Деревня Саламандин Наволок на реке Уфтюга, а в ней крестьяне: двор Русинко Пареницын да дети его Тренко да Нехорошко, двор Домко Пареницын, да той же волости крестьянина Федьки Федорова двор половника Луки Иванова.

Пашни пахотные средние земли 21 четь — а в поле вдву потомуж. Сено меж поль и по оврагам 203 копны. Лесу пашенного 6 десятин, а непашенного 12 десятин.

В живущем полторы выти, а остальное сено за 150 копен оброку 10 алтын».


В переписной книге перечисляются люди только мужского пола; в деревне образовался свободный надел и двор, его взялся пахать и сено косить крестьянин из другой деревни и оброк платить, а обрабатывать землю из половины нанял половника; но качеству (плодородию) земли делились на три группы: «добрые», средние и плохие. С «доброй» — оброк выше. «Четь» — это 0,5 десятины. С 14 четь брался оброк, равный одной «выти». Одна выть равна 1 рублю 13 алтынам (1 алтын — 3 копейки).

«Деревня Куликово и Юркино тож на реке на Уфтюге в 10 верстах от погоста Верхняя Троица, а в ней крестьяне: двор Тимошко Дмитриев Жгилев да дети его Сенька да Ивашка, двор Тоскойко Исаков да сын его Полуянко, двор церковного Троецкого дьячка Олешки Иванова половника Петрушки Слоева, двор Поспелко Исаев да сын его Максимко, двор Тренька Филиппов, двор Конанко Микишин, двор Карпунко Калинин.

Пашни пахотные средние 31 четь поле вдву потомуж. Сено 90 копен. Лесу пашенного 7 десятин, а непашенного 14 десятин.

В живущем две выти».


Деревня Куликово имеет два названия. Одно из них — Юркино, видимо, более древнее. Двойное название деревень тогда встречалось часто. Например, две соседние деревни назывались тоже так: Минино тож Ярухино, Омутнинская и Подберезная тож; в то же время Куликово было не из богатых. На восемь дворов мало пахотной земли, и особенно мало сенокосных угодий. Можно предположить, что многие из мужчин занимались охотой и рыболовством.

«Деревня Шичуга на реке Уфтюга и на речке Шичуга, а в ней крестьяне: двор Артемко Тимофеев Голдин да дети его Калинка да Поликарпик, двор Ивашки да Фильки Никифоровы, двор — пуст.

Пашни пахотные средние 17 четь, а в поле вдву потомуж. Сено меж поль и по оврагам да на Острову 120 копен, да на пожне Выдра 18 копен, да на пожне Прилук 60 копен. Лесу пашенного 4 десятины да непашенного 10 Десятин.

В живущем «выть с четвертью», а за остальное сено за 70 копен оброку 5 алтын 5 денег».


Выражение: «Пашни средние 17 четь, а в поле вдву потомуж» — следует понимать так: у крестьян тогда была уже трехпольная система землепользования. Одно поле 17 четь, а есть еще два поля, имеющие такую же площадь. Например, поле с озимыми (рожь), с яровыми (ячмень, овес) и поле под паром; всего жители деревни Шичуга накашивали 198 копен сена, за 128 копен дополнительный оброк не брался, а остальное сено 70 копен дополнительный оброк 5 алтын 5 денег (деньга — 0,5 копейки); жители деревни Шичуга были довольно зажиточные в сравнении с другими. Имея много сена, держали много скота, а это значит лучше других удобряли землю навозом. Один из жителей Артемко Голдин владел водяной мельницей на речке Шичуга, получал дополнительный доход. Правда, и за мельницу он платил дополнительный оброк — 6 алтын 4 деньги.






И. Нацветов,
краевед


Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже

Скачать документ