О жизни людей, населяющих берега реки Уфтюги, верхнего течения Северной Двины в XVI-XVII веках, мы очень мало знаем. Письменных документов об этом времени у нас почти не было.
Старанием старейшего нашего краеведа Василия Алексеевича Пономарева мы получили фотокопии писцовых книг по ряду волостей нашего района за 1626 год. Он выписал их из Центрального архива Древних Актов.
Из этих книг мы узнаем, что уже в XVI веке на Праводвинье числится пять волостей. В Цивозерской волости в 23 деревнях был 61 крестьянский двор, в них жило 96 человек (мужчин). В волости Давыдова Слободка (Пифилево) было 12 деревень, в 42 дворах жило 60 человек. В Мошкурской волости (Белая Слуда) в 23 деревнях, в 60 дворах жило 102 человека. В волости Бучива Слободка (Бучиево в нижнем течении Уфтюги) было 16 деревень, 50 дворов, а в них жило 72 человека. Самой крупной была Уфтюжская волость. В ней числится 92 деревни, 218 дворов крестьянских да 29 дворов половничьих, а людей в них 335 человек да 3 двора пустые.
В писцовых книгах указаны имена живущих крестьян, размеры и качество пахотных земель, количество собираемого сена в копнах в каждой деревне, а также размер государева оброка, которым облагается деревня.
В данной статье нас интересует последняя глава писцовой книги по Уфтюжской волости. Она называется «Оброчные места в Уфтюжской волости».
Выписываю дословно 3, 4 и 5 статьи из этой главы.
«Ст. 3: С горну железной руды что под деревней Перекоп на оброке за Демкой Исаевым Лобановым старого оброку 15 алтын да новые наддачи 3 алтына 2 деньги. И обоего по 18 алтын 2 деньги на год. А руду ему имать (брать) на Родчине болоте под Хорверетьей в Цивозерской волости». (Горн железной руды — это маленький металлургический заводик, небольшая самодельная доменная печь, в которой с помощью древесного угля и мехов из болотной железной руды выплавлялось кричное (сырое) железо. С каждой плавки получали по 4-8 килограммов железа, а за зиму до 80-120 пудов.
Деревня Перекоп в 1626 году стояла на берегу реки Уфтюги в двух верстах от Березонаволока. В писцовой книге об этой деревне записано так:
«Деревня Перекоп на реке Уфтюге, и в ней крестьяне двор Игната Павлов Харлушин да сын его Гришка, Двор Демко Исаева Лобанова да сын его Куземко, двор Малко Павлова»
Интересно, что двое жителей имеют кроме имени, отчество (чей? — Павлов, Исаев) и фамилии или прозвища — Харлушин, Лобанов.
Название деревни Перекоп, видимо, дано давно. Река здесь течет меж песчаных невысоких берегов, очень извилиста, часто меняет русло. Весной, в половодье, смывает поля, сенокосы. Чтобы изменить течение реки, крестьяне делали так называемый перекоп в самом узком месте, вода расширяла новый ход обычно более короткий. На месте старого русла оставалась старица. Возможно, у перекопа поселились первые жители деревни, получившей потом название Перекоп. Когда-то и здесь бурлила жизнь. В 1859 году в деревне стояло 8 дворов, в них жило 40 жителей. Кстати, последние годы участь Перекопа переживает сам Березонаволок. Река пошла в атаку на село, смыла луг, пожню и начинает подмывать село.
К концу XVI века установился общерусский денежный счет, который имел такой вид. Рубль равен 200 деньгам или 33 алтынам 2 деньгам, полтина — 100 деньгам, гривна — 20, алтын — 6 деньгам.
С 1535 года начинается чеканка новой монеты — копейки, равной одной сотой рубля. Интересно происхождение названия монеты. В 1535 году мастерам монетного двора было указано «делать новые деньги с изображением государя великого князя на коне, имея в руце (руке) копье и оттого прозваша деньги — копейные».
В то время покупательная способность копейки была велика. Телегу продавали за три копейки, лошадь — за десять. В 1651 году один пуд ржи стоил 3 копейки или один алтын.
Счет на гривны и алтыны продолжался еще долго, до петровских времен, и только с 1721 года окончательно установился счет на рубли и копейки.
Вероятно, в Березонаволоке не было болот с хорошей болотной железной рудой. Приходилось возить руду зимой из Цивозера. Горн железной руды в Перекопе работал многие десятки лет, а может, и не одну сотню. Об этом свидетельствуют остатки холмов шлака около деревни).
Не так давно еще в Березонаволоке были живы люди, которые помнили рассказы своих дедушек и бабушек о том, как их родители возили из Цивозера на санях железную болотную руду.
Прошым летом умер известный жителям Березонаволока человек — Иван Николаевич Сметанин. Знали его жители Палемского и Куликовского лесопунктов, где он в годы войны и после работал мастером-пилоставом. Ему запомнились рассказы его бабушки о необычных санях, на которых возили руду санях с деревянными ящиками. Можно смело предположить, что речь идет о подвозе руды к железному горну к деревне Пычево. Именно эта деревня стояла на речке Чакурья на Бучиево.
«Статья 4. В деревне Бердилов Луг у Юшки Калинина с двух горнов старого оброка рубль да новые наддачи 3 алтына 2 деньги И обоего один рубль 3 алтына 2 деньги». (Эта деревня в Березонаволоке есть и в наши дни, называется она Бердиловская. В 1626 году в ней жили три жителя с семьями: названный выше Юшко Калинин, да Якунька Шипов с сыном Обрамко и Ивашко Малков Протасов. Как и все, Бердиловская росла. В 1782 году было уже 5 дворов, в 1854 — 8, а в 1901 — 9 с 44 жителями. В 1984 году осталось 3 дома, в них живут 5 жителей, один дом пустой).
«Статья 5. В деревне Пычева у Якушки Васильева да деревни Митинской у Пятуньки Мухи в деревне Губинская у Малка да Игнатка Протасова 3 горну, что был на оброке в волости Нижняя Мошкурья старого оброку полтина да новые наддачи десять Денег И обоего по 18 алтын и 2 деньги на год». (Деревни Пычева теперь в Березонаволоке нет. Она в 1626 году стояла на речке Чакурья рядом с деревней Чакурья. Было в ней тогда три двора. Видимо, позднее на ее месте образовалась современная деревня Барановская.
Деревня Митинская и теперь есть в Белой Слуде. Деревня Губинская стоит на своем месте и в наши дни. Перед войной в ней жило больше 40 человек.
Давно жили на берегах реки Уфтюги первые металлурги. мало их было тогда, но дело они начали важное и нужное. Без их железа не мог прожить крестьянин в те давние времена. Торговли изделиями из железа в то время еще не было.
Кузнецы в других Деревнях ковали необходимые для хозяйства орудия: лемехи к сохам, косы и серпы, ножи и топоры, котлы и сковородки и многие другие изделия. Помянем их имена добрым словом. Их дело уже в наше недавнее время продолжили мастера-умельцы, кузнецы. Почти в каждой большой деревне, где-нибудь с краю, у речки или озера или просто под горой у дороги стояло невысокое потемневшее от копоти и времени здание сельской кузницы. Оттуда в любую погоду слышались звонкие удары малого молотка мастера, глухие мощные удары кувалды молотобойца, шипенье раскаленной стали в воде.
Уфтюжане помнят мастеров огненного кузнечного дела: Горулева Павла Ивановича из Никольской, Сметанина Прохора с сыновьями Павлом и Михаилом из Белой Слуды, Голдина Александра с Шичуги, Мусорина Николая из Шихова, Малахова Проталиона из Андриянова, Болотова Николая из Поповской, Федосеева Андрея из деревни Щелье, Трифанова Михаила из Чащи и многих других.
Имя умельца, мастера огненного дела, кузнеца, часто живет в изготовленных им инструментах, изделиях даже после его смерти.
Часто можно слышать такие слова: топор оттягивал и калил мастер Паша Вальцев, багор ковал Андрей Душемал, пружину к моему ружейному замку делал и закаливал Кондратьевич с Крежу, новый железный ход ставил Миша с Чащи.
Я тоже горжусь своим дедом Кондратом. Он еще в середине прошлого века ковал железо в кузнице на Слободке при погосте, потом на Крежу, затем на Виледи, где и умер, простудившись на строительстве новой кузницы.
И. Нацветов, краевед
Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже