Новгородская колонизация Севера принесла с собой и христианскую веру. Потребность иметь христианский храм способствовала развитию храмостроительства. Архиерею направлялось «мирское письмо» (прошение), в котором указывалось, какое место выделено под храм и кладбище, назывались деревни, пожелавшие войти в этот приход. Сельский сход избирал «мирских посыльников» в кафедральный собор Новгорода за благословенной «храмозданной» грамотой. Только наличие такой грамоты означало законное и канонически правильное начало дела.
Василий Алексеевич Пономарев, известный черевковский краевед, умевший разбирать скоропись XVI-XVII вв., приводит в своей «Истории Черевковской волости» данные из Писцовой книги 1626 года:
«Волость Черевковская…, а в ней погост на истоке на Курье. А на погосте церковь Николая Чудотворца древяна вверх о пяти верхах, да у тоя же церкви три придела: придел святого Прокопия, да придел святых мучеников Флора и Лавра, да придел страстотерпца христова Георгия. Да тёплая церковь архиепископов Александрийских Офонасия Великого и Кирилла, да придел святого мученика Василия Севастийского».
В 1657 году Никольская церковь сгорела от удара молнии. В 1677 году она была вновь отстроена о девяти главах (куполах).
В 1691 году в Черевкове была построена деревянная Успенская церковь, которая просуществовала 240 лет, находилась она на месте школьного сада. В 1884 году из-за обветшания она была обновлена и вновь освящена. Успенской церкви в 1889 году принадлежали 141 десятина церковной земли, в том числе одна десятина под кладбищем, взамен её церковь получила в 1884 году от прихожан одну десятину сенокоса (пожня Пловодская). Дома у причала стояли на церковной земле. В 1931 году эту церковь разобрали и частично её брёвна пошли на постройку школы.
Троицкая холодная каменная церковь в селе Черевкове строилась с 1727 по 1731 гг. В 1765 году построены два тёплых придела Ильинский и Никольский, расположенные справа и слева (на фото слева), престолов было три. Кто руководил постройками, каким иконописцами они украшались неизвестно. В 1838 году при Троицкой церкви была построена колокольня (на фото в центре). Клировая ведомость Успенской церкви за 1889 год отмечает, что все культовые здания были «воздвигнуты иждивением прихожан».
По восточную сторону Успенской и Троицкой церквей почти до озера Катища находилось мирское кладбище с деревянными и мраморными крестами, памятниками и надгробиями. Оно было обнесено декоративной металлической оградой, выкрашенной в зелёный цвет, с кирпичной кладкой нижней части ограды и кирпичными столбиками.
В 1860 году священник Черевковской Успенской церкви Аполлон Иванов Замараев был членом духовного правления Сольвычегодского уезда.
Вот как описывает церковь села Черевкова ветеран А.В. Кузнецов, 1919 года рождения: Троицкая церковь высокая белокаменная, увенчанная куполами и позолоченными крестами в количестве 10 штук, с колокольней, до которой внутри стен было 12 лестниц, где были размешены колокола: один 360 пудов, два по 180 пудов, два по 90 пудов и около десятка меньших колоколов. Колокольный звон, а можно его назвать музыкальным, был слышен более, чем на 13 километров. Умельцами-звонарями были братья Павел и Дмитрий Стуковы. В нижней части стен башни-колокольни вправо и влево от первой лестницы были размещены две ниши помещения с дверьми, в которые на 2-3 дня ставили гроб с телом покойного, то есть на период, когда по обычаям не проводилось захоронение, в частности в первые 3 дня Пасхи. В нишах всегда было прохладно, так как они расположены внутри толстых кирпичных стен. В Троицкой церкви окна в высоту были расположены в три яруса. В окнах были вставлены декоративные металлические решётки, в дверях крепкие, надёжные запоры.
Иконостас был украшен художественной резьбой, позолочен до самого свода церкви. Она имела два клироса: правый и левый. Сзади по центру, на высоте 5-6 метров размещена площадка хоры, обнесённая декоративной оградкой. Вход на хоры был по узкой винтовой лестнице. На клиросах и хорах размещались певчие, руководимые дьяконами и псаломщиком. Внизу около иконостаса также была декоративная оградка, украшенная сверху никелированными шариками величиной с яблоко. По центру и возле боковых стен размещались образы Спасов, два из них были изготовлены с красивыми декоративными узорами из бронзы, два металлических и остальные на полотне, написанные масляными красками. В Пасху и другие праздники выносились из алтаря большой крест, икона Богоматери и Спасы. С зажжёнными свечами в руках прихожане совершали Крестный ход вокруг храма.
Перед иконостасом стояли подсвечники, перед иконами висели декоративные лампадки на цепочках. Кроме того, на высоте 4-х метров висела большая люстра. На боковых стенах выше 4-х метров нарисованы масляными красками картины на голубом фоне.
Вход в алтарь две двери справа и слева, в центре райские врата. По убранству, художественному оформлению позолоченного иконостаса, световому оформлению, по свидетельству православных, ей не было равных в округе на тысячи километров. Даже сейчас по остаткам церкви можно судить, какой красивой она была. Перед Пасхой при тёплой погоде Троицкую церковь прогревали: ежедневно открывали две двери, заднюю и боковую. Если достаточно прогреется, в ней служили в Пасху, если это не удавалось, во избежание отпотины и повреждения позолоты на иконостасе богослужение проводили в Ильинском приделе.
Ильинский и Никольский приделы имели по два клироса: правый и левый. В алтарь было по одной двери и райские врата по центру. Иконостас украшен художественной резьбой, был сделан под бронзу, размещён до свода церкви. В своде церкви были также нарисованы картины. В обоих приделах по центру висело по большой люстре, а внизу перед иконостасом размещались большие и малые подсвечники, перед иконами висели лампадки.
Троицкая церковь была летней, а приделы и между ними так называемая паперть, также с иконостасом, отапливались двумя большими печами, расположенными у задних стен справа и слева. У Никольского придела в задней стене была дверь, ведущая в сторожку помещение, где размещались три сторожа. В их обязанность входило: охранять церкви, накладывать, а утром снимать дверные запоры, зажигать и гасить лампадки, свечи на подсвечниках и люстрах, топить печи в зимний период, подметать полы, подавать сигналы на колокольню о начале звона, в течение суток, кроме ночного времени, отбивать часы в специально оборудованный верёвками и блоками колокол, в случае необходимости открывать тревожный колокольный звон (при пожаре, грабеже).
В деревянной Успенской церкви был алтарь и два клироса, иконостас украшен художественной резьбой под бронзу. По правой стене были изображены картины Страшного суда. Первой иконой вправо от райских врат, ведущих в алтарь, была икона того святого, в честь которого была построена церковь. В райские врата разрешалось входить священнослужителю чином не ниже дьякона и только в период богослужения. После богослужения врата всегда были закрыты, однако после Воскресения Христова Пасхи они не закрывались в течение всей Пасхальной недели. В каждом алтаре в центре был престол, на котором размещались крест, Евангелие, чаша для причастия, перед престолом также большой крест и икона Богоматери, которые вынимались для крестного хода.
В алтаре Троицкой церкви хранилась «плащеница» в виде траурной урны с изображением распятия Исуса Христа, выносилась священнослужителями в Страстную пятницу, т.е. последнюю перед Пасхой, а вечером ставилась на место.
На церкви, алтаре, часовне устанавливались купола, на которых размещались металлические, золочёные, бронзовые или деревянные кресты, размеры которых зависели от высоты строения. На своде башни колокольни размещался высокий конусообразный металлический шпиль, на котором был установлен купол и позолоченный крест с металлическими оттяжками для прочности его крепления.
В честь Ильи Пророка между церквями был установлен голбчик, который представлял четырёхугольную террасу на высоте 1,3 метра, обнесённую декоративной деревянной оградой, с крыльцом и декоративными перильцами. Крыша голбчика имела купол с деревянным крестом. Внутри висела икона, изображающая Илью Пророка, катящегося на огненной колеснице с тройкой лошадей.
Ценность представляла богато украшенная церковная утварь: кресты, чаши различного назначения, кисть для кропления святой водой, кадила, лжица для причастия, подсвечники, ризы, которые хранились в двух больших гардеробах. Евангелие размером примерно 40х25х7 см в металлических позолоченных обложках, украшенное бриллиантами, с изображением по углам в овальной форме на голубом фоне четырёх евангелистов, крест золочёный размером 40 см, чаша и лжица для причастия, кисть, кадило использовались при богослужении в самые большие праздники, а на меньшие праздники использовались менее ценные комплекты. На большие праздники предназначались ризы более светлые с лучшим украшением, а на обычные службы более простого пошива. Кроме того, были ризы чёрного бархата с нашитыми на них из светлого материала крестами и каёмками. Они надевались в Страстную пятницу и субботу перед Пасхой, когда, по преданию, был распят Иисус Христос.
Нередко православные давали обет от болезни, желая выздоровления, и свято его выполняли. Ходили молиться на Сойгу за 40 км, на Устью к Прокопию праведному за 100 км. Андронов Александр Семёнович ходил на Сойгу, Питухина Евдокия Ивановна на Устью. А Шумилов Иван из Ракулки в Киево-Печорскую Лавру (2000 км в одну сторону).
Отмечалось 12 церковных праздников, главный Пасха. Вечером, в канун Пасхи, православные шли к всенощной на богослужение, которое начиналось в полночь. Женщины хозяйки могли оставаться дома, топили русскую печь, пекли пироги с различными начинками, шанешки, коржики, колобы, варили суп, жарили мясо. Все делалось по возможностям хозяйства. Перед Пасхой семинедельный пост, экономия всех продуктов позволяла в Пасху наготовить. Устанавливались качели, собирались девчата, приходили с гармошками парни. Бились в «бабки». Кто выигрывал «бабки», деньги, пиво, водку всё ставилось на «кон», и устраивались гулянья.
Весёлыми играми и гуляньем с песнями и плясками, танцами под гармошку отмечали Троицын и Духов день. Этому способствовала летняя тёплая и солнечная погода. Так же праздновались Рождество Христово, Крещение, широкая Масленица. Между Рождеством и Крещением по народным обычаям были святые вечера «святки» с «ряжеными». Накануне Крещенья в Сочельник в церкви устанавливали три больших деревянных чана, наполняли их водой, вечером во время богослужения воду святили, затем в туесках уносили домой. В каждом доме святой водой кропили все помещения, домашних животных с молитвой: «Да сохранит Господь Бог от всех напастей и выгонит из дома нечистую силу».
В Крещение на озере Катище во льду делалась прорубь в виде креста с чашей, называемая йордан. После богослужения во главе со священнослужителями со Спасами шли к йордану, молились, пешнёй пробивали в чаше лёд, йордан заполнялся чистой водой, которой умывались.
В каждой крестьянской семье были божницы, где размешались иконы, зачастую украшенные полотенцами с вышитыми или вытканными узорами. Перед образами висела лампадка или ставились в специальные гнёзда из латуни свечи. Количество и убранство икон определялось хозяином каждой семьи по своим возможностям.
Кончались морозы, чувствовалось приближение весны, вместе с ней приходила широкая Масленица, которую праздновали все: детвора, взрослые и старики. Задолго до Масленицы устраивались ледяные горки, на которых каталась детвора на коньках санках-оковках, а по вечерам собирались девчата и парни с гармошками и песнями. Особенно оживлённо было в последнее воскресенье окончание Масленицы. В полночь горку обкладывали заранее приготовленной соломой, обливали из бочек смолой и поджигали конец Масленицы.
По словам старожилов, церковь в Черевкове частично работала чуть ли не до 1928 года, крестили новорождённых, венчали, отпевали и т. п. Колокола с колокольни были сняты в 1930 году, а в 1938 году и колокольню разобрали на кирпичи для построек. Тридцатые годы унесли с собой немало драгоценных произведений русского зодчества и прикладного искусства. В Черевкове были уничтожены иконостасы, книги, люстры, подсвечники, ризы, колокола вывезены в цветметаллолом, надгробные мраморные плиты на кладбище разрушены. После закрытия церкви в одном приделе была расположена школьная мастерская, а во втором приделе мастерские промкомбината. В самом здании церкви разместились склады торгового предприятия.
В 1980-е годы хотели восстановить Троицкую церковь. На собранные пожертвования были закуплены доски, строительным студенческим отрядом полностью возведены леса вокруг церкви, покрашен купол, но в дальнейшем из-за отсутствия средств работы были остановлены.
Материал взят из книги Черевково-Ракулка (Елена Седова)
Источник: https://studik.net/ob-istorii-cerkvi-v-cherevkove/
Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже