История Едомского Введенского прихода
По народному преданию куст деревень, известный как Сидорова Едома, возник значительно раньше, чем Черевково. Своё название он получил от одноименной деревни, основанной, судя по всему, неким крестьянином Исидором. Этимология слова «едома» хорошо известна. Слово это имеет явное финно-угорское происхождение, восходящее к самоназванию одного из чудских племен — «едь» и «маа» — земля. В северных диалектах оно означает лесную глушь, болотистое место. По своему географическому положению Едома занимала территорию, граничившую с Черевковской и Устьянскими волостями. В разное время численность деревень Едомского куста изменялась от тридцати трех в XVII веке до двадцати двух к началу XX столетия. Все поселения находились в отдалении от крупных водных артерий, и располагались пс берегам небольших лесных речек, таких как Морозовка, Лудонга и Чистиха. Чтобы достигнуть берегов Северной Двины, местным жителям необходимо было преодолеть расстояние в 11-15 вёрст. Административным и религиозным центром данного куста деревень был погост, вплотную примыкавший к деревне Сидоровой Едоме, и впоследствии слившийся с ней.
В 1792 году Едомские поселения утратили свою административную самостоятельность, и по указу экономии директора П. А. Зубова вошли в состав укрупненной Черевковской волости. Тем не менее, данное событие никак не затронуло границ Едомского прихода, ставшего первоначально составной частью черевковского «верхнего присуда». В 1797 году, в ходе административно-территориальной реформы Павла I, в соответствии с законом «О разделении казенных селений на волости и о порядке внутреннего их управления», Едомские деревни получили статус отдельного Фоминского сельского общества. В этом статусе они находились вплоть до 1911 года, в котором были вновь преобразованы в самостоятельную волость, получившую название Фоминской. Её территориальные рубежи, как и в прежние времена, совпадали с границами Едомского Введенского прихода.
Самый ранний документ о Сидоровой Едоме, дошедший до нас — это Писцовая книга 1623-1626 г.г. В ней, в частности, написано:
«…церковь Георгия Страстотерпца, древяна клецки. А в церкве образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строение мирское».
Практически дословно с предыдущей записью схоже описание Едомского погоста в Писцовой книге 1675-1683 г.г., с той лишь pазницей, что она сообщает дополнительно, что:
«… около тое церкви под кладбище отмерено со все стороны по тритцати сажен и зелено городить приходцким людем».
О времени построения этой церкви, впрочем, как и о времени прекращения её существования, нам ничего неизвестно. В «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии» за 1854 год она уже не упоминается, а как самая древняя там названа Покровская церковь, существовавшая на Едомe до 1738 года.
В 1738 году вместо неё по благословению Великоустюжского архиепископа Гавриила было начато строительство новой теплой деревянной одноэтажной церкви, которая была окончательно построена спустя десять лет — в 1748 году и освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы9. Именно с этого времени Едомский приход стал называться Введенским, и носил это название до самого конца своего существования.
«В сем храме, — отмечает благочинный священник Николай Аксенов, — достопримечательны по своей древности три иконы: первая — Покров Пресвятой Богородицы, вторая — Великомученика Георгия с чудесами и третья Знамение Божией Матери. Они чисто русского письма, но когда именно и кем писаны неизвестно. Удостоверяют, что упомянутые иконы перенесены из ветхой деревянной церкви Покровской, существовавшей до 1738 года»
Эта запись также дает нам основания полагать, что упомянутая Покровская церковь, скорее всего, была построена вместо Георгиевской где-то в конце XVII столетия, и прекратила своё существование по причине ветхости, а не стихийного бедствия.
В середине XIX столетия рядом с Введенской церковью ещё находилась отдельно стоявшая древняя деревянная колокольня. О времени её постройки сведений не сохранилось, вполне возможно, что она была ровесницей Георгиевской церкви XVII века. Достоверно известно лишь, что эта звонница была разобрана за ветхостью в первой половине 1850-х годов, так как необходимость в ней к тому времени уже отпала, по причине наличия новой кирпичной колокольни, находившейся в одной связи с Петропавловским храмом.
Идея о сооружении собственного каменного храма зародилась в умах едомских прихожан примерно в начале XIX века. Об этом свидетельствуют немногочисленные дошедшие до нас исторические документы. Из них, в частности, известно, что к началу 1820-х годов малочисленный приход уже собрал стартовый капитал, необходимый для закладки желанного храма, и, оформив соответствующие документы, испросил благословения на начало работ у Вологодского и Устюжского епископа Онисифора. Последний не замедлил с ответом и благословил просителей, утвердив план и фасад будущем храма. Однако начавшиеся строительные работы вскоре остановились из-за нехватки денежных средств, необходимых для расчета с подрядчиком.
Тогда в 1824 году прихожане обратились в Консисторию с просьбой выдачи им специальнтой прошнурованной и скрепленной печатью книги для сбора «христолюбческого подаяния», избрав для этого дела из своей среды поверенного крестьянина деревни Гавриловской Григория Копылова. Получив в епархии просимую книгу, он незамедлительно начал дозволенный сбор добровольных пожертвований с жителей Вологодской епархии. По мере поступления денег строительство храма возобновилось, однако продвигалось оно, судя по всему, очень медленно.
В июле 1833 года Григорий Копылов, пользуясь случаем, письменно обратился к совершавшему обозрение Вологодской епархии епископу Стефану, с просьбой продлить срок сбора подаяний по ранее выданной книге ещё на три года. После получения подтверждения своих полномочий, крестьянский поверенный продолжил свою деятельность. Благодаря его неустанному труду и усердию самих едомских крестьян в 1842 году здание одноэтажного кирпичного храма, за исключением сторожки, было окончено постройкою, и начались внутренние отделочные pаботы.
Летом 1845 года состоялось торжественное освящение главного храмового Престола в холодной церкви во имя Святых Верховных Апостолов Петра и Павла. Восточную стену этой церкви украсил величественный многоярусный резной покрытый позолотой иконостас. В последующие три года продолжалось обустройство теплых южного и северного приделов храма, располагавшихся в трапезной перед входом в холодную церковь. Освящение южного (правого) придела состоялось в 1848 году во имя Введения во храм Божией Матери, а в 1849 году был освящен и северный (левый) придел, посвященный великомученику Георгию Победоносцу. Придельные иконостасы были одноярусными и состояли из «местных икон».
В начале 1876 года едомские крестьяне решили вернуться к дальнейшему благоустройству своего нового храма. 27 января на общем сходе они вынесли приговор о необходимости строительства церковной сторожки, намеченной по плану с северной стороны колокольни. Для этого ранее при возведении церкви в стенной кладке были оставлены специальные впадины, предназначенные для её привязки, а в стене паперти оставлен дверной проем, временно заложенный кирпичами. Прихожане взяли на себя обязательство в обеспечении финансирования запланированного строительства, а также в заготовке необходимого количества строительных материалов: кирпича, извести и дикого камня. Заручившись приговором прихожан, церковный причт со старостой в конце апреля 1876 года обратился с соответствующим прошением к епископу Вологодскому и Устюжскому Феодосию, испрашивая попутно разрешения на ремонт плитянного пола в холодной Петро-Павловской церкви. Для ремонта полов требовалось снятие Святого престола, а, следовательно, в дальнейшем возникала необходимость в его повторном освящении. Проведя соответствующую сверку чертежей, Вологодская духовная консистория в июле того же года дала разрешение на начало ремонтно-строительных работ в Едомской церкви.
Строительство сторожки и ремонт полов в виду ограниченности денежных средств, растянулись на несколько лет, и были окончены лишь весной 1880 года. 8 июня того же года местный благочинный священник Стефан Островский при участии местного духовенства освятил отремонтированный храм в прежнее именование. Таким образом, к середине 1880 года строительство Едомсксй Петро-Павловской церкви было полностью завершено, растянувшись в общей сложности почти на шестьдесят лет.
В конце 1840-х годов в связи с окончанием строительства на Едоме нового каменного храма, встал вопрос о дальнейшей судьбе деревянной церкви. Епархиальные власти предложили её разобрать на дрова, но местные прихожане встали на защиту своего древнего храма и приняли на сходе решение об его реконструкции. Для небогатого Едомского прихода подобное действие было во истину подвижническим. Долгое строительство каменного храма не могло не сказаться на экономике крестьянского хозяйства, а принятое прихожанами решение о сохранении прежней церкви вело не только к дополнительным разовым денежным затратам, но еще и обязывало их содержать в дальнейшем два храма. Тем не менее, желание едомских крестьян было удовлетворено, и по резолюции епископа Вологодского и Устюжского Евлампия древнюю церковь предписано было обратить в холодную и переименовать в память существовавшего до 1738 года Покровского храма. Древние же особо почитаемые прихожанами иконы решено было перенести во вновь построенную каменную церковь и установить в местный иконостас.
В 1851 году завершается внешняя поправка деревянной церкви и начинается её внутреннее устройство, затянувшееся в виду нехватки денежных средств до 1857 года, в котором по благословению епископа Вологодского и Устюжского Христофора и состоялось её торжественное освящение во имя Покрова пресвятой Богородицы.
Вот что писал об этом старинном храме побывавший на Едоме в 1905 году вологодский епархиальный миссионер по делам раскола Н. Следников:
«…я был за богослужением в Едомском храме, холодном, деревянном, строенном в половине XVIII в. и сохранившемся почти без всяких изменений. Голые темные стены, громадные бревна, старый иконостас, скамьи, вся обстановка как-то уносила мысль в даль веков, ко времени великого подвижника Сергия Радонежского»
Свои воспоминания об этой церкви оставил и известный русскийхудожник В. В. Верещагин, побывавший там в 1894 году:
«Я съездил отсюда в село Едому по убийственной болотной дороге — там тоже деревянная церковь, которую хотят ломать. Уже несколько лет тому назад получен указ Преосвященного, разрешающий сломку, и если бы не прихожане, старающиеся отстоять свою старую святыню, давно бы и следа её не осталось»
На Северной Двине. По деревянным церквам
В. В. Верещагин
1896 г.
Вы можете скачать полную версию книги, нажав на кнопку ниже
Будучи на Едоме В. В. Верещагин написал этюд трапезной двери деревянного храма, расписанной древним причудливым орнаментом, который своей оригинальностью привлек внимание великого художника.
Из воспоминаний В. В. Верещагина видно, что в конце XIX века Едомскую церковь по предписанию Епархиального начальства снова хотели разобрать, но к счастью этого не произошло и старинный храм уцелел. Выстоял он и в годы безбожной советской власти и сохранился до наших дней, представляя собой уникальный образец деревянного зодчества середины XVIII столетия.
В 1987 году работавшая в Красноборском районе экспедиция центрального совета ВООПИК в числе 116 объектов предложила взять на учет и под охрану государства и Едомскую Покровскую церковь, которая в то время использовалась совхозом «Черевковский» как складское помещение. Комиссия отметила крайне неудовлетворительное состояние здания храма, и видимо это возымело действие. Летом 1989 года гибнувшая Едомская Покровская церковь была отреставрирована силами студенческого стройотряда Архангельского пединститута руководимого реставраторомэнтузиастом Г. Н. Колпачниковым. Реставраторами были воссозданы разрушенные купол и крыльцо храма, проведен целый ряд ремонтных и консервационных работ. В настоящее время Покровская церковь находится под охраной государства, как памятник древнерусской архитектуры.
Судьба каменного Едомского храма, как и многих других русских церквей, печальна. Вскоре после февральско-октябрьского переворота 1917 года в России начались страшные годы гонения на церковь — годы воинствующего атеизма, в которые она и была разрушена местными богоборцами и иванами непомнящими, не оставившими от прекрасного храма камня на камне. А спустя несколько десятилетий фактически прекратила свое существование и Едома. Теперь там бывают разве что дачники, которых тянет на свою малую родину голос крови и генетическая память.
Заканчивая свой доклад, хотелось бы привлечь внимание местных краеведов к послереволюционной судьбе каменной Едомской Петро-Павловской церкви. Какая-то информация может иметься в находящихся на хранении в Черевковском музее документах Фоминского волостного архива, относящихся к периоду 1920-х годов. Вполне возможно, что что-нибудь могут помнить и знать немногочисленные старожилы этих мест, которых предстоит выявить и опросить. Если этого не сделать в ближайшее время, то мы можем лишиться последней возможности когда-либо узнать горькую правду о храме, письменных свидетельств о которой может и не быть.
В. Копытков
Доклад, подготовленный для конференции юных краеведов Добрая память». Село Черевково 19-20 мая 2006 года
Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже