Историческая память Красноборья

Село Черевково






В XVI-XVII веках поселения нашей местности именуются: починок (займище, выставок, выселок) — зачаточные поселения; деревня — главный тип поселения, погост — административный и религиозный центр волости; слободка — место, где формируется ремесленный и торговый люд.

Село Черевково зародилось как погост. О значении погоста на примере Верхней Уфтюги очень хорошо сказал М. И. Мильчик (буклет «Верхняя Уфтюга», Северо-Западное издательство, 1967 год): «На погосте совершались бытовые обряды: в церкви крестили новорожденных, венчали, отпевали умерших и хоронили тут же, на приходском кладбище. С погостом была связана и общественная жизнь крестьян: здесь жил волостной старшина, собирались сходы, вершился суд, а в церкви иногда принимали полати и хранили все волостные документы. На сельской площади часто бывал торг: крестьяне и приезжие купцы продавали товары из амбаров и лавок, а иногда прямо с возов».

Добавим к этому описанию: на погосте селились бобыли — главный элемент ремесленного производства и наемной силы волости.

Точней даты, когда возникло Черевково как погост, мы не знаем. Однако остались памятники материальной и духовной культуры, они и позволяют приоткрыть занавес прошлого.

Погост — не монастырь, не может возникнуть на пустом месте. Прежде всего должен возникнуть куст деревень или волость, а потом уже сформируется ее центр. В писцовой книге 1626 года читаем: «Волость Черевковская, а в ней погост на истоке и курье. А на погосте церковь Николая Чудотворца древяна вверх о пяти верхах… да теплая церковь архиепископов Александрийскиx Офонасия Великого и Кирила».

Почему две церкви — понятно. Одна с печами, теплая, ею пользовались зимой. По устройству она невысока, проста, срублена по типу крестьянской избы о четырех углах, как тогда говорили «древяна клецки», то есть деревянная клеть. Эта церковь не была украшением погоста.


Иное дело вторая, про нее сказано «древяна вверх», значит, была шатровой, высокой. В те времена красота церкви определялась прежде всего высотой, чтобы была видна издалека, служила приметным ориентиром для расположенных вокруг деревень. Изображение ее не сохранилось, но известно, что на том месте в 1691 году построена новая, Успенская церковь, которая просуществовала 240 лет и была разобрана в начале 30-х годов нашего века.


Допустим, что Никольская церковь, как и Успенская, просуществовала двести лет (до наших дней дошли колокольня в Цивозере, деревянные церкви в Пермогорье и Шеломени, которым по триста лет). Отсюда вытекает, что возникновение Черевкова своими корнями уходит в XV век.

Никольская церковь в Черечково была сложным архитектурным сооружением, — шатровая с пятью главками. Пост, роить такую церковь мог только богатый, густонаселенный приход, потому что церкви строило не правительство, а сами жители на собранные средства. Строили сообща, миром, отсюда и их название «мирские». Если так можно выразиться, это была церковь второго поколения. Вероятно, первая церковь на Черепковском погосте было, как и везде, проста по устройству, напоминала крестьянскую избу и отличалась от нее тем, что’ над коньком крыши были сделаны кресты или маковки. Она, как и избы, была менее долговечна, просуществовала, скажем, сто лет. Следовательно, возникновение Черевкова уходит в XIV век. Данный вывод вполне согласуется с утверждениями ученых о заселении нашего края в XIV-XV веках.


Нетрудно ответить на вопрос, почему на месте Никольской церкви в 1691 году не возобновлена шатровая церковь. Шатровые церкви являлись воплощением народных представлений о красоте. В конце XIII века они уже существовали. Они больше, чем «клетские», уклонялись от византийской схемы церкви: высшее духовенство к шатру относилось недоброжелательно. Глухая и упорная борьба завершилась окончательным запрещением в конце XVII века строительства шатровых церквей. Только в глухих уголках Севера они продолжали строиться, как, например, церковь в Верхней Уфтюге.



С. Тупицын




Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже

Скачать документ