Писцовая книга 1626 года Лябельской волости — один из немногих источников, которые позволяют нам заглянуть в прошлое, узнать о том, где и как жили наши предки. По опубликованным материалам местных краеведов читатели, видимо, знают о том, что писцовые книги составлялись для учета налогоплатежного населения. Материал этих книг, как говорится, статистический, сухой, но и он позволяет узнать много интересного.
Само появление писцовой книги Лябельской волости в 1626 году не случайно. Разорение России после польско-шведской интервенции, оскудение государевой казны, необходимость укрепления русского централизованного государства — все это способствовало усилению налогообложения населения, в том числе и проживающего на окраинах России. Так появились писцы царя и великого князя Михаила Федоровича в наших краях, а вместе с ними появилась и писцовая книга. Не вдаваясь в подробный анализ, я попытаюсь дать общую характеристику Лябельской волости 1626 года.
Писцовая книга сообщает нам о том, что на территории Лябельской волости в 1626 году насчитывалось 30 деревень, 62 двора, где проживало 94 человека. Если учесть то обстоятельство, что в книгу заносилось только взрослое мужское население, то проживающих в волости, конечно же, было намного больше. Из выше указанной статистики писцовой книги видно, что в Лябельской волости были малодворные поселения — от 2 до 6 дворов.
В волости на погосте стояла приходская церковь Преображения господа Иисуса и теплая церковь собор Архистрата Михаила. Границы волости не указываются, но по названиям деревень можно судить, что она простиралась от деревни. Другое Алексеевское (сейчас район переулка Алексеевский в селе Красноборске) до деревень Рупосовская, Чинкинская и Русоковская (Пермогорье) по обе стороны реки Двины. Названия многих деревень сохранились и по сей день. Это такие деревни, как Давыдовская, Кичайкинская на речке Лябле. Далее вниз по течению Двины деревня Калинки Гридина на Черном ручье, Фроловская на реке Двине и другие.
Некоторые деревни, указанные в писцовой книге, позже были переименованы. Например, деревню Мордановская на Черном ручье мы знаем под названием Девятково. А некоторые названия деревень перешли в названия улиц и даже сельского Совета. Так уже упомянутая деревня Другое Алексеевское вошла позже в г. Красноборск. Ее название получила улица. На этой улице находилась и волостная изба. А еще позже название этой улицы получил сельский Совет, который стал называться Алексеевским. Надо отметить и то, что на территории современного Красноборска на месте улицы Дорожная тогда находилась деревня Олексеевская Твирикинова на речке Лябла.
В книге встречаются названия речек, протекающих на территории волости. Некоторые названия сохранились и сейчас, например, Лябла. А волости раньше помещались по притокам рек. Лябельская волость получила свое название от речки Ляблы. Встречаются также названия речек Чирца, Ездреньга и другие. В Лябельской волости, говорится в книге, деревни черные. Это значит, что в них жили черносошные крестьяне. Они являлись доминирующим населением вообще на Севере по отношению к другим категориям крестьянства. Эти крестьяне вели самостоятельное хозяйство. Их отличало право свободного распоряжения своими землями, промысловыми угодьями. Другим словом, несмотря на налоги, крестьяне обладали довольно таки большой свободой хозяйствования. Это обстоятельство далёко не всегда учитывалось позже при проведении политики, коллективизации, да и политики огосударствления крестьян, ликвидации неперспективных деревень, что имело катастрофические последствия.
Основной род деятельности крестьян Лябельской волости — земледелие и животноводство. Что и как выращивали, крестьяне, читатели уже знают из других публикаций, в частности на примере Белослудской волости. Я же хочу обратить внимание на животноводство. Обилие пожен, сенокосов «за рекой Двиною», «меж поль и оврагами», в «Чекмареве острову», «в острову осковце», «по pечке по Лябле» и в других местах говорит о том, что животноводству крестьяне Лябельской волости отдавали немалую часть времени.
Многие названия пожен, как говорится, навсегда ушли в прошлое. Но меня порадовал такой факт. Названия таких пожен, как «Крутцы» за рекою Двиною в Юрьев Наволоке, «Наволочки» пo речке Лябле, еще помнят некоторые старожилы, например, Юлия Павловна Ширяева, проживающая в Красноборске по улице Дорожная.
Большое значение в жизни крестьян имели промыслы — охота, рыболовство, сбор грибов, ягод.
Известно, что для многих крестьян деревни Подберезниковская (сейчас Подберезная в с. Красноборске) рыболовство являлось основным занятием. В писцовой книге встречаются и такие слова, как «пустошь рыбная слободка», что дает основание предположить: до описи 1626 года на территории Лябельской волости существовало целое поселение, население которого коллективно занималось рыбной ловлей. И, может быть, в качестве ренты эти рыбаки, как и многие другие рыбаки Поморья, поставляли рыбу: стерлядь, белорыбицу, а также икру в Москву, ко двору.
О развитии рыболовства на территории Лябельской волости можно судить и по названию оброка — «с рыбной ловли», по названию устройств для ловли рыбы — «езов», Налог с рыбных ловль, видимо, был довольно большой. Поэтому некоторые крестьяне утаивали рыбные ловли, то есть места лова рыбы. В книге вездесущего писца отмечается, например, что у крестьян деревни Подберезниковской — Некраски да Первушки Истоминых «есть с товарищи спряточка» за рыбные ловли.
Дальнейшее развитие в этот период получили гончарное, кузнечное, берестяное дело и другие ремесла. На базе ремесел развивались культура, народное творчество. И хотя писцовая книга об этом дает скупые сведения (в частности, называет церковное имущество мирян), но на это указывают другие источники. Например, русские народные песни. Песни были неразрывно связаны с трудом и бытом крестьян северных деревень. К тому же замечательные изделия мастеров тех лет сохранились и в музеях, и в некоторых хозяйствах, и, конечно, в памяти народной.
На основании данных источника можно сделать также вывод о том, что крестьяне занимались железодобычей и железообработкой. Об этом говорит, в частности, оброк «з горна», то есть устройства для плавления болотной руды. Такой горн имелся у крестьянина Олешки Корелина, проживавшего тогда в деревне Кичайкинской. Немало было горнов по переплавке руды у Крестьян, проживающих в Деревнях на Высокой Горе.
Наряду с указанными налога- ми, крестьяне, Лябельской воло- сти несли налоги «на пашни», «сенной оброк», «за городовое», «ецкие государевы налоги» и многие другие. Налоги были многочисленные и немалые. Читая писцовую книгу, можно встретить такие слова: «двор пуст Савки Ларкина сшол безвестно от податей». Но «сшол» — это не значит, что сбежал. И некоторые историки не без основания считают, что, имея относительную свободу, крестьяне порой просто уходили, меняя место жительства. Но вместе с тем названия многочисленных налогов говорят о том, что крестьяне Лябельской волости попадали во все большую зависимость от государства, что обостряло противоречия между ними. Крестьяне начинают утаивать сенокосы, рыбные ловли.
Как видно из писцовой книги, крестьяне покидали свои дворы, a это тоже форма социального протеста. Уходили они, как правило, дальше на север и восток, селились на свободных от налогов землях. Как видим, главным «феодалом» на севере являлось государство, а не помещики — крепостники. Даже церковные старосты не могли выступать в качестве феодалов по отношению к крестьянам. Земельные и другие владения приходской церкви волости были маленькими. Пашни всего «пять четь», 22 копны сена на пожнах, тогда как в некоторых деревнях было по десять и более четь (четь равнялась примерно пол гектарам). И земли эти обрабатывались с помощью подрядчиков — крестьян, мирян, то есть общиной, что указывает на то, что в волости существовала и общинная крестьянская собственность.
Таким образом, в Лябельской волости, как и в других, крестьяне были довольно свободны в своей хозяйственной деятельности. Их хозяйство было лучше подготовлено к рыночным орошениям, чем хозяйства крестьян центральных районов России. Здесь не было крепостничества — неизменного тормоза для развития рынка, а значит, и классовые противоречия проявлялись меньше. Там же, где на севере были вотчинные земли, классовая борьба была сильнее. Например, совсем недалеко — в Соли Вычегодской, Устюге, где Строгановы закабалили бедняков, зрели восстания. Первое произошло в Устюге в 1632 году, а второе — в Соли Вычегодской в 1636 году.
В. ТАРАБЫЧИН
Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже