Историческая память Красноборья

Кулига Дракованова






В значительной мере исторические сведения определялись наличием в церкви архива. Как показала летопись, он был невелик. Самые древние сведения относятся к 1679 году и взяты они из писцовой книги. Вот наиболее значимая для нас часть описания:

«Волость Чупрово Гробово и Дракованова Кулига тож, а в ней погост на речке на Шексе, а на погосте церковь Николы Чудотворца теплая, древянная, бревенная, верх шатровой… Колокольня древянная, шатер плоской, а на колокольне колоколов: в четыре пуда, другой в три пуда, третий полпуда. А всякая церковная утварь — мирское строение».


Обычное стандартное описание погоста, которое повторяется во всех писцовых книгах, меняются только названия волостей, церквей и их особенностей. Далее идет описание икон, служебных сосудов, риз, книг. Приведем лишь описание главной иконы:

«В церкви настоящая икона Николы Чудотворца, у Николы оклад серебряный, золочен листовым золотом, венец, гривна сребряные с финифтами и жемчугом, у него же Николы гривна сребряная».


Икона, видимо, не дошла до момента составления летописи, сгорела во время пожара 1710 года, хотя в рукописи сказано: «В храме особенно чтима икона св. Николая Чудотворца древней рукописи». Чтится икона «местными прихожанами и разных соседних приходов жителями в 6 число декабря и 9 числа мая, в которые дни по обещаниям и усердню молебствуют перед иконою святителю».


Как видим, икона пользуется особой святостью, но будем смотреть на вещи исторически, никакой легенды, что икона чудесно спаслась во время пожара, нет. Если бы вышеописанная икона была вынесена, то легенда о чудесном ее спасении бытовала бы среди населения, а летописцы не прошли бы мимо такого факта. В целом же погост 1679 года не назовешь бедным, но не тянет он и па богатый, самый средний.


В 1710 году, как сказано в летописи, деревянный храм сгорел. Вместо него поставили новый деревянный храм, по грамоте Устюгского архиепископа Иосифа.

«А освящен в 1710 гoдy 20 февраля. Во второй раз по причине внутренней отделки и нового иконостаса освящен в 1848 году 11 июля. В 1866 году по ветхости был снова весь покрыт новым тесом, крест, глава и осмерик сделаны новые и выкрашены. В том же году по распоряжению епархиального начальства в трапезе набрана подволока и вместо малых окон просечены большие».


История этой многострадальной церкви завершается в наше время. На рубеже 30-40-х годов в ней была устроена мастерская, при этом сняли восьмигранную башенку, главку и крест. С внешней стороны храм стал походить на обычную крестьянскую избу. В восьмидесятые годы по распоряжению председателя Пермогорского сельсовета церковь стали пилить на дрова, что вызвало возмущение общественности, так как в тот период, хотя и на словах, но говорили об охране памятников архитектуры. В настоящее время забыто и это. Так развалины этой церкви догнивают на бывшем погосте, не удалось найти даже ее фотографии, хотя она в музее была.


На погосте Драковановой Кулиги одной из первых на территории района была построена каменная церковь! Небольшой одноэтажный холодный храм начал строиться в 1746 году, построен н 1755, а освящен в 1786 году. Причина такого длительного разрыва от постройки до освящения кроется, видимо, в том, что храм строился на частные деньги и отделка внутреннего убранства затянулась. Храм построен на средства устюжского мещанина Ивана Прокопьевича Коробицына, проживавшего в сельце Красавино. Устюжские купцы Коробицыны еще в XVII веке купили здесь значительное количество земли. Один из потомков этой семьи решил оставить память о себе постройкой церкви. Она в 1867 году подправлялась: сделана новая крыша алтаря, глава и крест обшиты железом, выкрашены. Развалины храма можно увидеть и сейчас, местное население неоднократно промышляло здесь кирпич.


Про колокольню сказано, что она «деревянная осьмиугольная в отдельном корпусе». Это не та колокольня, что упомянута в 1679 году. Есть основание полагать, что она строилась вместе с деревянной церковью. Колокольня сохранилась, перевезена в Малые Корелы — музей деревянного зодчества под открытым небом. Мы можем любоваться ее видом. Это один из замечательных памятников деревянного строительства на Севере.

Фотография Александра Гаврилова


Про кладбище сказано, что «при церкви издревле существует… Население прихода давнее, но первоначальное существование его по неимению ни письменных, ни устных преданий неизвестно». Такими словами мы можем характеризовать все наши погосты. Заселение Драковановой Кулиги, как и других наших мест, своими корнями уходит в 14-15 века, а может быть и в еще более ранний период. Первые письменные свидетельства о нашей местности относятся к 16 веку.


Причта «прежде было и ныне по штату священник и два причетника» — дьячок и пономарь. На их содержание положено жалованья из казны 150 рубль. Кроме того, у церкви было надельной 85 десятин земли пахотной, сенокосной и лесной, 21 десятина дарственной земли по завещанию и от крестьян на пожертвования церкви. От земли и скотоводства причт получал доход 80 рублей, за молебны и оминовение 5 рублей, за праздники на Рождество и Пасху хлебного сбора 21 рубль. От сольвычегодской мещанки Поломодовой в пользу причта за поминовение был подарен 4-процентный билет Московского банка на сумму 37 рублей, он ежегодно давал 1 руб. 48 коп. прибыли. Дом у священника казенный, у дьячка и пономаря собственные. Такие подробности раскрывают нам вопрос, на что жили служители церкви в прошлом.


Приход назывался официально Драковановский или простонародно Дракованова Кулига. В нем было 23 деревни, прихожане русские, раскольников 6 мужчин и 9 женщин беспоповской поморской секты даниловского толка, у них нет молитвенного дома. Все деревни прихода объединены в Тарасовское общество Великосельской волости. Общество управлением открыто в 1866 году, во главе его стоит выборный староста. На погосте сельская школа, открыта с 1860 года, обучается от 10 до 12 человек под руководством местного причта. Кроме того, как сказано в летописи, «не малая часть прихожан детей своих обучают в своих домах». Фабрик и заводов в приходе нет. Такова характеристика прихода с общественной стороны.

Особый интерес вызывает древнее название волости — «Чупрово Гробово а Дракованова Кулига тож». Название двойное, характерное для большинства наших деревень. Вторая часть расшифровывается довольно легко. Слово «дор» — важный термин подсечно-огневого земледелия, обозначающий самую трудную часть подготовки поля — раскорчевку и расчистку. Дор в буквальном смысле — выкорчеванное, выдранное место. Диалект этого слова — «драки» означает дор, подсека, чащоба, росчисть. «Кулига» пришла к нам из угро-финских языков и означает небольшое обособленное место, полянку. В целом «Дракованова Кулига» означает расчищенное место, находящееся в стороне.


Сложнее с термином «Чупрово Гробово». В словаре Даля «Чупруна» объясняется как чуб, хохолок на голове. Ясно, что «чупр-чупров» — это прозвшцное имя какого-то человека. «Гроб» по Далю — могила, могильная яма, а в более широком смысле — местность, занятие вредное, смертоносное. Впрочем, в XIX веке название «Чупрово Гробово» уже не употреблялось.


В настоящее время в Драковановой Кулиге никто не живет, исчезают из памяти людей места, где были деревни и сами названия деревень. Термин Дракованова Кулига превращается в нечто легендарное. Пусть это исследование сохранит память об одной из сторон жизни населения Драковановой Кулиги, стороны духовной.


Летопись велась 47 лет. За этот полувековой период она заполнялась различными сведениями.

Четко прослеживаются служившие священники. Ими были Андрей Черняев, Михаил Левитский, Николай Быстров, Семен Попов. Причетнические должности (низшие служители в церкви) занимали Григорий Попов, сын дьячка местной церкви, поступил на должность в 1864 г. и служил в церкви до 1905 г., Петр Нечаев. Алексей Кичанов. Время их назначения можно проследить по летописи. Так. например, псаломщик Петр Нечаев в 1912 году назначен на службу в Вятскую епархию, на его место определен Алексей Кичанов. Обязательными для управления церковью были представители от крестьян — церковные старосты и наблюдатели — попечители. Так, в 1914 году старостой на третье трехлетие избран Андрей Богданов, а попечителями Георгий Лыжин, Георгий Богданов и Иосиф Очапов. Выборы этих должностных лиц неизменно записывались каждое трехлетие.


Ближайшим начальством над священником были благочинные, в их ведении находилось несколько церквей. Они назначались епископом Вологодской епархии и вели контроль за рядовыми священниками. Это такие же сельские священники, только назначенные благочинными — старшими. Ими были (в разное время) Андрей Кулаков (Ракулка), Стефан Островский (Черевково), Василий Попов, Николай Попов (Красноборск), Алексей Вохомский (Белая Слуда). Время от времени летопись представлялась им на просмотр, они делали роспись и приписку «свидетельствовал благочинный». Отсюда мы и знаем их имена.


Нашим церковно-административным округом, куда входили церкви, была Вологодская епархия, а с 1888 года открылась и Великоустюжская епархия. В летописи зафиксированы все перемещения и назначения епископов. Всего один пример: 12 декабря 1894 г. преосвященный Варсонофий, епископ Великоустюжский переведен в Вятскую епархию во второго викария — епископа Глазовского. 23 августа 1895 г. указом св. Синода ректор Виленской духовной семинарии архимандрит Антоний назначен епископом Великоустюжским. Надо отметить, что смена епископов была очень частой, на одном месте им долго засиживаться не давали.


В летописи названы все ремонты, новые постройки, даже самые небольшие, которые проводились в разное время. Разрыв по значимости очень большой, от достройки дома для священника до постройки новой церкви. О некоторых постройках и приобретениях надо сказать отдельно.


В мае-июне 1868 года на колокольне в Кулиге вместо ветхого шатра построен новый сверх звона, выкрашен, глава и крест обшиты железом, истрачено 108 руб., деньги частью церковные, частью жертвования разных благотворителей.


13 февраля 1869 г. в воскресенье привезен был из Слободского завода новый колокол весом 61 пуд 29 ф. и встречен был колокольным звоном, а первоначально повешен на столбы. 15 февраля совершено молебствие и освящение, отмечен хороший звук и исправная отливка. После этого начали съемку старого колокола весом 46 пуд 30 ф. Спустили целым на землю, от «падения его вреда ничему не причинено». Снятый колокол отправили в Слободск купцам Бакулеевым. Причина замены не сообщается, видимо, старый колокол имел повреждения. В январе 1873 г. из того же Слободского привезен был второй колокол весом 31 пуд 20 фун. Операция по его установке повторилась, было отмечено большое скопление народа. Еще бы! Случись такое событие сейчас, сбежался бы весь Красноборск.


Пожертвования церкви были распространенным явлением на Руси, не обойдена вниманием и Николаевская церковь Драковановой Кулиги. 15 марта 1869 г. привезена из С.-Петербурга плащеница, шитая мишурьевым золотом по малиновому полубархату, пожертвованная выбывшим в отставку солдатом дер. Климовской Иваном Федоровичем Яковлевым и стоящая 50 руб. серебром. В 1892 г. им же вместе с сестрой Наталией передан в пользу причта на вечное поминовение родственников государственный доходный билет иа 85 руб.


В 1888 г. по желанию и усердию прихожан собраны деньги в сумме 60 рублей, на них подведен каменный фундамент под деревянную церковь. В 1893 г. по подписному листу на сумму 151 рубль привезены красноборским купцом Иваном Тулубенским из Москвы священные сосуды и евангелие. В 1897 г. купеческой женой гор. Вятки Анной Поскребышевой пожертвованы сосуды для священнодействия, стоящие 80 руб. Список пожертвований можно бы продолжить. Для постройки дома для священника, например, израсходовано 200 руб. собранных денег.


При священнике Николае Быстрове в приходе построено две церкви. Согласитесь, факт очень редкий. Постройка деревянной церкви при деревнях Шадринской и Новошинской и второй каменной церкви на самом погосте Дракованова Кулига описаны подробно. Это тема особого описания, здесь же мы ограничимся только сообщениями, как начиналось строительство и когда закончилось.

Пара лошадок с звонким колокольчиком понесли меня к старой колокольне, оказавшейся не в шести, а в восьми верстах отсюда. Пока я ехал большой дорогой — скачки и прыжки телеги еще были сносны, но когда мы свернули на проселок, началось какое-то повертывание и вывертывание тарантаса во все стороны — того и смотри, что вот-вот вылетишь!
— Да осторожнее, чорт побери, вывернешь меня, кричу мужику.
— Нет, зачем вывернуть, как можно вывернуть, отвечаетъ он — бьет по лошадям, и действительно, благополучно проскакивает косогоры,
рвы, ручьи, мостики, трясины.
— Езжал ли когда по этой дороге исправник? спрашиваю.
— Нет, не езжал; ждали в прошлом году, да не был. По большому-то тракту ездит начальство, а сюда не завертывает.
А ведь, казалось, следовало бы кому-нибудь наблюдать за проселочными путями сообщения — это в полном смысле слова то же, что малые кровеносные сосуды в кровообращении: не будут они в исправности — весь оргапизм захиреет. Кому бы, казалось, как не министерству путей сообщения иметь
надзор за путями сообщения, но оно заботится только о железных и шоссейных дорогах, а на то, что на грунтовых ломают руки и ноги, ломают оси и колеса, застаиваются в грязи по ступицу целые караваны телег — совсем не обращает внимания. Выходит, что пуд муки, например, стоит на реке 60 — 70 к., а на сто верст в сторону 1 р. или 1 р. 10 к. — это не торговля, а систематическое обирание у бедного люда тех небольших излишков, какие у него случаются только благодаря бездорожице.
Местность совершенно оправдывает свое названиe «Пермогорье», т. е. продолжение Пермских гор — с большими домами, крытыми широкими крышами, она напоминает Швейцарию, в ее невысоких частях. Дорога все время идет с горы на гору и через какие мостовые сооружения приходится переезжать — того не видевший и не поверит. Бревенчатая настилка, например, по которой я переезжал плотину у мельницы, представляла самое первобытное сооружение и над таким опасным местом, что даже ни перед какими рытвинами не задумывавшийся ямщик мой взял лошадей под уздцы и тихо, осторожно провел тут, по животрепещущим жердочкам. Вообще ямщики справедливо объезжают мосты, часто спускаясь от них в ручьи по брюхо лошади — подальше от греха!
Здесь невольно вспомнишь анекдот о всероссийском проселочном мостике: «деревенская грунтовая дорога, по ней протекает ручей, через ручей перекинут мостик; проезжающий проваливается на этом мостике, конечно сердится и в ближней деревне выговаривает старосте: «это ни на что не похоже, вы ничего не смотрите, и земство ваше ничего не делает, я буду жаловаться!» — «Да ведь
и ты хорош — отвечает староста, ведь ты видишь, что перед тобою мост, а едешь!…»
Я набросил на полотно, красивую, интересную, деревянную колокольню «кулиги»: это очень высокая постройка, с разными украшешями, качающаяся при сильном ветре, но еще крепкая — трудно верить, чтобы колокольня эта была поставлена в царствоваше царя Федора, как гласит о том надпись, уцелевшая в маленькой деревянной же церкви.

На Северной Двине. По деревянным церквам
В. В. Верещагин
1896 г.



Вы можете скачать полную версию книги, нажав на кнопку ниже


Каменная церковь на погосте Драковановой Кулиги. В 1889 г. по внушению владыки от 7 марта начали проводить сбор на устройство теплой каменной церкви вместо ветхой деревянной, не стоящей, по его мнению, даже поправки. Этот факт можно считать началом постройки. 21 января 1913 года было назначено освящение. В освящении участвовали местный отец благочинный священник Алексей Вохомский с миссионером отцом Александром Углецким и восемь окружных священников при громадном стечении народа.


Церковь при деревнях Шадринской и Новошинской. О причинах открытия здесь церкви образно записал в летописи священник Николай Быстров за 1903 год:

«Крестьяне деревни Шадринской и Новошинской ходатайствуют о разрешении построить у них деревянную церковь во имя святого чудотворца Николая… Дай Господи, чтобы задуманное ими осуществилось в самом деле. Драковановский священник тогда блаженствовал бы, а в настоящее время он находится едва ли не на равных с каторжными, потому что во время поездки весной и осенью или во время продолжительных дождей летом дорога непроходима, т. е. на верховой лошади немыслимо проехать и за каждую поездку священник может лишиться жизни, не говоря уже о получении какой бы то ни было болезни. А что терпят устьяки во время поездок об этом и говорить нечего, т. к. для них эта дорога служит трактовой куда бы они ни поехали…»


Прошло восемь лет. В декабре 1911 г. он же, Николай Быстров, запишет:

«Благодаря Господу Богу! При деревнях Шадринской и Новошинской было освящение храма, при котором стечение народа было очень велико, несмотря на то, что эти деревни находятся в захолустье»


Попытаемся ответить на деликатный вопрос, насколько религиозно было население прихода. Поскольку на церковь возлагались обязанности вести метрические книги, а по своей инициативе она вела исповедные ведомости, то у нее были некоторые статистические данные. Летописец Е. Черняев приводит эти данные. Возьмем один год:

«В сем 1870 году значится в метрической тетради: родившихся муж. 14, жен. 17, браком сочеталось 14 пар. В исповедной ведомости из числа прихожан муж. 495, женщ. 563, исповеданий и причастителей 369 муж. и 431 жен., по отлучке 7 муж., 7 жен., по нерачению 19 муж., 14 жен., нерачителей по расколу 5 муж. и 8 жен».


Для ответа на поставленный вопрос интересны данные: всего в приходе 958 человек, не явились к исповеди 33 человека и 13 раскольников. Цифра не такая большая, вполне естественно предположить, что значительная часть из них тяготеет к расколу. Население было религиозно, но не фанатично. За 1 января 1910 г. священник записал:

«В новый год по случаю хорошей погоды в храме собралось много молящихся, что в нашем приходе редкое явление»


В заключение скажем, что по церкви велись приходно-расходные книги. Суммы от продажи свечей и сборов колеблются в пределах около сотни рублей: в 1868 г. — 97 руб. 70 к., в 1869 г. — 99 руб. 16 коп., в 1970 г. — 62 руб. 47 коп. Эти деньги тратятся на расходы по церкви: ремонт, содержание школы. Н. Быстров статистических данных не приводит.


Таковы данные летописи, касающиеся церкви. Они раскрывают ее внутренний мир. Сведения для того периода понятные всем, а для современных читателей это должно быть интересно хотя бы тем, что открывает различные моменты бы та того времени, то, как жили наши предки. Раскрывает летопись и отношения местного населения того времени с религией.


Для уездных краеведов прошлого века характерно увлечение наблюдениями за погодой. Вельский краевед П. Воронов, например, в историю города Вельска вводит таблицы среднемесячной температуры за ряд лет — называет ранние заморозки, сильные грозы и другие аномальные явления. Наши краеведы не ведут ежедневной записи температур, но описанию природных проявлений уделяют большое внимание.


Такое внимание вполне объяснимо и оправданно. Они живут среди крестьян, засуха или другое природное явление, губящее урожай, для крестьянина — трагедия. Вот пример записи в 1910 году:

«В сем году было градобитие, вследствии чего урожай хлебов плохой, пришлось даже косить рожь во избежание излишних расходов. С 9 овинов получено ржи по полумере, а в прошлые годы по 3 и 3 1|2 меры с овина»


Священник Е. Черняев ведет записи по месяцам, отмечая особенности погоды и ее влияние на сельхозработы, ежегодно отмечая время вскрытия реки и ледостав.

«Апрель 1870 г. Река вскрылась ото льда 16 числа. Май был теплый, посев яровых сначала был хороший. конец месяца дождливый, так что сев в конце месяца в мокрую землю»


Н. Быстров меньше уделяет внимания описанию климата, не отмечает особенностей каждого месяца, а больше повествует об общественной жизни. Назовем некоторые аномальные явления в природе.


1869 г. 20 июня был иней, на низких местах замерзла вода, отчего местами повредило рожь и яровые посевы. 10 июля был сильный ветер с северной стороны с дождем и градом величиной в наперсток, но вреда посевам не оказал.


15 ноября была оттепель с небольшим дождем, отчего и снег, ранее выпавший, совершенно стаял и была гололедь, так что с великим трудом можно ходить.


1870 г. 2 сентября выпал мокрый снег и земля была покрыта им около недели, у некоторых жителей еще было много жнитва.


1878 г. 24 июня был необыкновенно сильный ветер с дождем и крупным градом с юго-запада, отчего в некоторых деревнях посеянные поля выбило градом, у многих строений крыши были сброшены на землю, во многих домах крупным градом выбиты все рамы. То же самое было 25 числа. В лесу сильным ветром, идущим полосой, много погубило лесу и проезжие дороги завалило.


1893 г. 25 декабря в ночь была такая сильная вьюга, что в день Рождества Христова проехать во многих местах не было никакой возможности.


1899 г. В ночь на Прокопьев день в дер. Баданихе случился пожар, уничтоживший почти все имущество у 7 домохозяев. Причина пожара — поджог.


1902 г. В этом году было много рыжиков и груздей, 9 сентября выпал снег и затруднил уборку.


1903 г. По случаю засухи был отслужен молебен о ниспослании дождя.


1909 г. 6 января по случаю сильного ветра и холода крестного хода на речку Шокшу не было.


Если Е. Черняев совершенно не касается быта крестьян, то Н. Быстров вводит некоторые факты. Они для нас особенно интересны, так как несут краеведческие сведения. Назовем их.


31 октября 1888 г. в присутствии мальчиков, обучающихся в церковно-приходской школе, отслужено в церкви благодарственное молебствие по случаю избавления их императорского величества от угрожавшей им 17 октября опасности при крушении императорского поезда Курско-Харьковско-Азовской железной дороги.


23 октября 1894 г. все прихожане мужского пола с 12-летнего возраста были вызваны в Пермогорскую Воскресенскую церковь, для приведения к присяге на верноподданство вновь вступившему на престол императору Николаю II Александровичу п его наследнику цесаревичу Георгию Александровичу.


1895 г. Горячка начинает свирепствовать не на шутку, нередко в одном доме находится 3 или 4 нездоровых.


Народ толпами отправляется в Архангельскую губернию, где проводится железная дорога. (Речь идет о строительстве железной дороги Вологда-Архангельск).


1896 г. Много прихожан осталось на зиму в Архангельской губернии, где проводится железная дорога.


Январь 1897 г. В течение этого месяца проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи. К исполнению обязанности счетчика привлечено почти все сельское духовенство.


1899 год. В Устюжском уезде свирепствует тиф. Несчастные случаи были и в Красноборске, но «наш приход Господь милует. Чтото будет?».


Народ большими толпами отправляется на заработок, в народе бесхлебица и недостаток сена. Воз сена покупают за 5 руб. и дороже.


1900 г. В течение сего года обучалось в школе 50 человек, кончили и выдержали экзамен 6 мальчиков и 2 девочки.


6 декабря 1901 г. утром сгорело Устюжское епархиальное женское училище. Церковно-приходскую школу окончили и удостоены получить свидетельство 4 разряда при отбывании воинской повинности 6 мальчиков. Цена на быков — круговой вес около 3 руб. пуд.


1904 г. 14 февраля после литургии был прочитан высочайший манифест о войне России с Японией и совершено молебство о даровании победы российскому воинству.


23 февраля из духовной Консистории получен указ о сборе пожертвований в церквах за богослужения на больных и раненых воинов и подписной лист для записи пожертвований деньгами и разными вещами. Во время собрания священников благочиния при Белослудской церкви постановлено отчислять ежемесячно на военные потребности впредь до окончания войны по 1 рублю с причта.


1906 г. За этот год крестьяне очень много распахали земли, принадлежащей церкви, не смотря на увещевания причта.


1909 г. 30 декабря. Хлеб многие уже покупают, свой срост уже съеден и число нищих увеличивается 1911 г. 1 октября открылось в дер. Трезубовской земское училище, где обучается 24 человека, в церковно-приходской школе обучается 23 человека.


1912 г. В Трезубовское училище назначена вместо учителя учительница Анна Жиряева, учитель уехал учиться в Вологодский учительский институт на стипендию. В Новошинское земское училище тоже назначен новый учитель Андрей Занин, сын крестьянина, окончил городское училище, два года был на педагогических курсах.


26 сентября были в г. Сольвычегодске выборы в Государственную Думу, куда ездил священник Николай Быстров.


1914 г. В июле Германия и Австрия объявили России войну.


В летописи есть другие исторические сведения, но они непосредственно истории района не касаются. Обзорно скажем, что в 1891 году был в России великий неурожай Указом царя сначала запрещен вывоз из России хлеба, а затем и всех продуктов, отнесенных к пропитанию народа. В 1896 году отмечалось 500-летие Стефана Пермского, в церкви прихожане ознакомлены с его житием, роздано изображение святого и книжка с изложением его жития. В этом жегоду по поводу коронации Николая II совершен молебен и Литургия. В 1898 г. в 12 губерниях былбольшой неурожай хлеба.


Особенно тревожным был 1905год. 8 раз в церкви совершалась литургия по поводу различных манифестов царя. Так, например, овсеобщей Всероссийской забастовке сказано, что бастовали все за исключением служащих и сделан пометка «о духовенстве и говоритьнечего» (не бастовали). В 1906-190 г. г. называются даты роспуска выборов Государственной Думы.


Для нас сейчас эти сведения интересны с той стороны, что показывают как церковь используется для доведения населению важных правительственных решений. В условиях, когда не было ни радио ни газет, это был самый скорый источник информации и с опреде ленным уклоном в поддержку ца рекой власти.


На этом мы заканчиваем знакомство с летописью. В целом этот интересный и уникальный документ местного краеведения. Жела ющие ближе познакомиться с ним могут обращаться в краеведческий музей.



С. Тупицын


Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже

Скачать документ

Смотреть видео