Столетиями ляховские деревни и их жители входили в состав Черевковской волости, и были приписаны к Черевковскому церковному приходу, где и справляли все обязательные «требы» от крещения до поминовения умерших. На протяжении всей своей жизни северный крестьянин был связан с Божьим храмом. Исключение составляли лишь раскольники, которыми изобиловал Двинской край.
В XVIII веке Черевковский Успенский приход был уже трехклирным. Сама огромная территория волости обязывала к этому. Ляховские деревни относились к нижней, «тядемской», трети прихода и располагались от погоста на расстоянии 6—20 верст. Для того, чтобы посетить церковь, крестьянину приходилось совершать утомительное путешествие по сельской дороге, которая во время осенней и весенней распутиц была труднопроходимой. Разумеется, такое положение дел не устраивало ляховцев, и они давно уже вынашивали мысль о постройке собственного храма.
Началом ее воплощения можно считать 1731 год, когда в деревне Ляховской была построена часовня во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца. Однако богослужения в ней совершались только в престольные праздники, то есть два раза в год, а это проблемы не решало, да и не могло решить, так как религиозные потребности населения были высокими.
В 1797 году в составе Черевковской волости были образованы четыре сельских общества: Холмовское, Черевковское, Ляховское и Фоминское (Едома). Это было следствие закона «О разделении казенных селений на волости и о порядке внутреннего их управления», утвержденного императором Павлом I. Таким образом исторически сложившаяся Ляховская микротерритория к концу XVIII века приобрела статус «общества», что послужило первым шагом к превращению ее в самостоятельную административную единицу. Случилось это спустя еще одно столетие: в 1893 году на карте Сольвычегодского уезда появилась Ляховская волость, а это, в свою очередь, явилось предпосылкой для образования самостоятельного церковного прихода в Ляхове.
Вопрос о постройке собственной приходской церкви начинает с этих пор активно обсуждаться на волостных крестьянских сходах. В 1899 году на одном из таких сходов ляховские крестьяне составили прошение на имя Благочинного 4 округа Сольвычегодского уезда священника Черевковской Успенской церкви Иоанна Белоруссова. В нем говорилось, что плохие дороги и отдаленность «существующего Черевковского приходского храма» от ляховских деревень лишают их «большей возможности посещать храм для молитвы в воскресные и праздничные дни» и оправлять различные религиозные потребности, в силу чего они «возымели горячее желание приблизить себе храм чрез постройку нового» в деревне Ляховской, рядом с часовней и волостным правлением, и жертвовали для этого «в дарственность навечно, бесплатно» значительное количество общинной земли под постройку церкви и для отведения кладбища.
Благочинный Иоанн Белоруссов обратился с соответствующим рапортом к Епископу Великоустюжскому Антонию, Викарию Вологодской епархии, тот, в свою очередь, к Епископу Вологодскому и Тотемскому Алексию. Наконец, последовал указ Вологодской Духовной Консистории, разрешающий постройку церкви. Произошло это в 1900 году.
Немало споров на крестьянских сходах вызвал вопрос о том, какую именно церковь следует возводить — деревянную или каменную. Первая, разумеется, строилась гораздо быстрее и обходилась дешевле (около 6—7 тысяч рублей), но при этом проигрывала в долговечности, вторая требовала долгих усилий и огромных денежных средств (около 25 тысяч рублей), но зато имела ряд преимуществ и строилась на века. В конце концов выбор был сделан в пользу последней, и немалую роль в этом сыграло то, что окрестности деревни Ляховской были богаты красной глиной, необходимой для изготовления кирпича.
Вскоре был получен и проект церкви, представленный архитектором Великоустюжского Викариатства, гражданским инженером А. Лебединским и утвержденный строительным отделением Вологодского Губернского правления.
Надо отметить, что само место для постройки ляховского храма было выбрано отнюдь не случайно. Помимо того, что оно находилось в самом центре ляховского куста деревень и располагалось в живописной местности, прозванной в народе Красавой, оно еще и являлось территорией, имеющей особое энергетическое поле. Учитывая некоторые особенности, можно предположить, что на месте этом в глубокой древности, еще до колонизации северных земель славянами, располагалось святилище одного из чудских племен. Косвенно свидетельствует об этом и название протекающего здесь ручья Марьема, что в переводе с фино-угорского означает «чертова земля», а также и тот факт, что еще в 1731 году, то есть до начала административного оформления ляховской микротерритории, в той же деревне Ляховской уже была построена часовня. Обитание в местах «заволоцкой чуди» подтверждается также народным преданием, записанным в середине XIX века, которое гласит, что проживавшие здесь в ту пору (да и сегодня — В. К.) крестьяне с фамилией Чецкие являются прямыми потомками той самой «чуди», ассимилировавшейся впоследствии со славянами. Немало упоминаний о «чуди» можно отыскать и в других местных преданиях
Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже