Совершенно обычная северная деревня со всеми ее контрастами. Но вспомним… Завотежица — родина Самсона Суханова. Здесь в 1769 году родился один из талантливейших мастеров России.
В ранней юности он — бурлак на северных реках, участник зверобойной артели, ходивший на промысел на далекий Грумант, а потом вынужден был отправиться на заработки в Петербург, где главный подрядчик на строительстве Михайловского замка — брат жены Суханова Евдокии Григорий Мартемьянович Суханов принял зятя на каменоломную работу.
И вот теперь, бывая в городе на Неве, непременно остановитесь у колонн Казанского собора, побродите по гранитной набережной на стрелке Васильевского острова. Две колонны-маяки, знаменитые ростральные колонны и колоссальные пятиметровые статуи у их основания выполнены резцом Самсона Суханова. А еще 28 колонн здания Адмиралтейства, скульптуры…
Исаакиевский собор. Ни одно сооружение в мире не имеет такого количества монолитов, как он. Каждая из 36 семнадцатиметровых гранитных колонн для пороков собора — творение рук нашего земляка. Удивительно! Суханов удивил своим мастерством не только жителей Петербурга, но и иностранных специалистов. 30 августа 1834 года на Дворцовой площади устанавливалась колоссальная гранитная Александровская колонна, высеченная руками Суханова и его помощников. Она затмила собой колонны Трояна в Риме и Вандамскую в Париже.
Не только в Петербурге, но и в Павловске (мост через Славянку), в Царском Селе (терраса), в Риге (колонна Победы), в Москве (пьедестал памятника Минину и Пожарскому) наш земляк Самсон Суханов превращал дикий камень и холодный мрамор в шедевры.
Суханов не был простым исполнителем замыслов архитекторов и проектировщиков, он тонко чувствовал мысль автора, улавливал характер творимого им чуда, поэтому и рождались шедевры в камне. Он привносил в работу и свое, во многих случаях сам был автором архитектурных, скульптурных работ и их исполнителем.
«Блистательная столица твоя ныне красуется дивными гранитными колоннами, мною добытыми и служащими для самого позднего потомства незабываемыми памятниками зодчества России»
писал в апреле 1834 года Самсон Суханов в прошении на имя Александра II
Архивные документы свидетельствуют, что умер Самсон Суханов в Петербурге в 40-х годах XIX века в полной нищете. К середине XIX века сменились вкусы заказчиков и двора. Классицизм стал не в моде, а вместе с ним вышли из моды и виднейшие зодчие русского классицизма. Они лишились работы.
Так произошло и с Сухановым. Талантливый выходец из народа умер в забытьи и безвестности. На набережной Пряжки есть дом № 50, где он жил в свои лучшие годы жизни. Могила — неизвестна.
А начало здесь, в Завотежице. В деревне, естественно, нет шедевров сродни петербургским. Но есть Сухановы. Есть земля, подарившая миру талантливого мастера, по-христиански крепкого духом, смелого в своем творчестве и в жизни.
Деревня полна контрастов (на снимках). Увы, таковы и контрасты жизни. В любых ракурсах, в любые времена независимо от географии.
О. НИКОЛАЕВА.
Фото А. Чурилова.
Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже