Историческая память Красноборья

Евдские деревени






Деревни наши уходят своими корнями в далекое прошлое. Трудно сказать, когда впервые пришли и поселились в этих живописных местах люди, стали рубить и выжигать лес, заводить пашню да лесные покосы по берегам речки Евды. Возникли деревни.

Краеведы С.И. Тупицын и В.В. Копытков нашли исторический документ, который сообщает о существовании Евдских деревень ещё в начале XVI века.

В 1557 году проводилась полная перепись всех земель, расположенных на территории Устюжского уезда (именно туда входили наши земли). Перепись проводил писец Юрий Иванович Самсонов. В найденном документе, который называется «Сотная (копия) с Устюжских книг письма Юрия Ивановича Александрова Самсонова» указаны деревни, которыми владел Ростовский архиепископ. Земли, при надлежавшие владыкам — высшему духовенству — назывались владычные.

Видимо, отсюда и пошло народное название центральной деревни евдского куста Горчинской — Владычна (Обладышна), т.к. она принадлежала Ростовскому владыке. В Сотной ука заны и границы деревни. Также названы жители: «Ивашко Ларин сын Оглоблин, подворник его Бориско, да Степанко Семенов». Вот и вся дерев ня. Правда, в те времена деревня — это 2-3 дома, редко — 5 или более.

Переписывалось только мужское население, с которого брали налоги. Женщин не считали. В Сотной 1557 года сказано, что в 4 деревнях Комарицкого стана (в том числе и в д. Горчинской) «дворов 12 , а людей в них 14 человек» (мужчин).

В Сотной же названы д. Нагорские (ныне д. Нагорье) и д. Бегулинская (Богоулевская), Нижняя, самая близкая к Северной Двине. О ней упоминается ещё в одном документе 1557 г., где говорится, что деревня была продана её владельцами братьями Аверкиевыми Устюжскому Михайло-Архангельскому монастырю. Точно так же Аверкиевы поступили и с деревней Кузнецовскою (Кузнецово), которая хотя и находится рядом о Телеговым, но всегда тяготела к Евдскому погосту.

Несколько деревень составляли волость, в данном случае — Евдскую. Она входила в состав более крупной волости — Юрьева Наволока, а тот — в нижний конец Комарицкого стана Двинской трети Устюжского уезда.

Кроме уже названных деревень, в Евдскую волость входили д. Власовская (Вершина), д. Лысая Гора, д. Вотежица (Пестова Гора), д. Завотежица (Кулига), д. Трофимовская (Еремиха) и ещё две, ныне не существующие.

Что же обозначает само название «Евда»? С.И. Тупицын расшифровывал его как «текучая, быстрая вода» (происходит из эрзянского языка); текучая река; река, где вода не застаивается, а течет, т.е. слово это финно-угорского происхождения. До славян здесь жили местные народы — племена финно-угров.

В XVII веке наша местность была хорошо обжита, т.к. через нее проходи ли дороги из центра страны в Сибирь и на Север. Писцовая книга 1626 года — основной документ для обложения населения налогами — сообщает, что в Юрьенаволоцкой волости (включая сюда Евду, Усть-Евду, сам Юрьенаволок и будущие Красноборские земли) было 46 деревень, а в них — 196 чело век. Если к ним прибавить столько же женщин, то в волости проживало более 400 человек.


Елена ПАНОВА, Красноборский музей.




Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже

Скачать документ