Историческая память Красноборья

Дябрино






Деревни — Дябрино, Большой Жар и Малый Жар, как и все окружающие деревни. Зарождение их своими корнями уходит в XVI век, а, может быть, и в более ранний период.

В писцовой книге Белослудского стана 1626 года находим все три деревни, их описание: «Волость Цывозеро, а в ней государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси деревни черные. Деревня Дебрино Большое на реке на Двине, а в ней крестьяне. Двор Митка Лашихин да дети его Сильна да Федятко. Двор Терешка Карпов Панов. Двор Первушка Лутков да в том же дворе Юрьева Наволока крестьянина Васки Гниды половник Пятунка Самойлов. Двор Филипко Васильев. Двор Ондрюшка Тимофеев да сын ево Степанко. Двор Кирилко Панов».

Как видим, деревня по тем временам действительно большая — 6 дворов, поэтому и названа она — Дябрино Большое. Фамилии в тот период не были, устоявшимися, обычно писалось имя и отчество, часто прозвищное. Но у одного владельца дворового места — «печища» названа и фамилия: «Петрушка Карпов Панов»(по-нашему Петр Карпович Панов). Так что и фамилия Панов исконно дябринская.

«Деревня Другой Жар на колодезе, а в ней крестьяне: двор Онфимко Софронов Молоков, да сын ево Меншутка…» «Деревня без другонатцатово жеребия Жар на согре, а в ней крестьяне: двор Куземка да Пронка Собакины…». В этих деревнях всего по одному двору, причем в д. Жар на согре записана только половина деревни («без другонатцатово» — значит вся земля деревни разбита как бы на 10 жеребиев — долей пятью из них владеют названные братья, живущие в одном дворе). Попытаемся найти вторую половину. Вторую половину сенокоса деревни находим тут же при описании земель деревни: «Сена у всей деревни в опче Телегова монастыря… 80 копен» и далее «А другая половина той деревни с другонатцатый жеребеем писана за Телеговым монастырем».

Часть пахотной земли второй половины этой деревни находим в другом документе. 25 марта 1631 года трое крестьян Лябелъской волости Нечка да Петрушка, да Васка Павловы дети Калинина подали явку-жалобу на игумена Телегова монастыря Мисаила и старца-управителя Марка: «Владеем мы в Озеровской сохе Жаравского жеребья Куршилскою веретею орамую землю и кошебным местом по купчей и по закладной и оброку… платили на год к печищу Жаравлевскому по гривне на год».Братья владеют пахотой на Куршилской веретее — возвышенном месте и косили траву («кошебное место») возле веретен.

«Ныне тот строитель Марко завладел тою жаравлевскою деревнею, а с тою у нас Куржилские с орамые (пахотной) Земли и с сенных покосов и подлесков твоего государева оброку против прежних отписей по гривне на год не емлем (не берет) и тем нас они хотят продать и убытчить напрасно…».Пользуясь тем, что вторая половина деревни в писцовой книге описана за монастырем, настоятель монастыря и монах-управитель у крестьян не берут оброчных денег, затеяли волокиту с целью захватить всю пахотную землю второй половины деревни.

По десятой ревизии (переписи) 1858 года находим описание дер. Дябрино: «деревня казенная» при Двине, 3 двора крестьянских, населения 13 мужчин и 10 женщин». Деревня Малый Жар: «казенная, при озере Безымянном, 2 двора, 4 мужчин, 5 женщин». Нет деревни Большой Жар.




Вы можете скачать данный документ по кнопке ниже

Скачать документ